PR и реклама: что это такое, отличия технологий и средств

«Давай тебя пропиарим!», «Твоему бизнесу нужен PR», «Да он просто пиарится за твой счет!». Мы часто слышим подобные фразы, но что же такое PR и реклама, в чем отличия их технологий и средств?

Что такое PR

PR или Public Relations (связи с общественностью) — это управление потоками информации между организацией и общественностью. Цель PR — создание положительного образа организации в сознании потенциального потребителя, а также других заинтересованных сторон. Это классическое определение. Существует еще одно, довольно простое.

PR – это возможность для компании (и человека тоже) найти тех людей, которым эта компания очень нужна. PR-специалист делает этот путь быстрым, соединяя компанию с нужным ресурсом. По сути, такой человек – это ключ к СМИ, а значит, к доверию потенциальных клиентов.

PR и реклама: сходство и различия

Цель рекламного сообщения – это информирование потенциального потребителя о существовании продукта (услуги, товара), его характеристиках и конкурентных преимуществах; побуждение у клиента желания совершить покупку.

Цель Public Relations, или PR – проинформировать о товаре (компании, услуге) и «завоевать умы и сердца» потенциальных клиентов и покупателей, а в дальнейшем – сформировать их преданность к бренду. Другими словами, согласовать интересы компании и общественности и создать благоприятную социально-психологическую среду для успеха компании.

Реклама, даже маскируясь под нативную, чаще всего продает «в лоб». И за неё нужно платить – бесплатной она не бывает. А вот за PR можно и не платить, если вы найдете специалиста с хорошими связями в СМИ или сами подготовите интересный материал, который не будет напрямую рекламировать вашу компанию или продукт.

Пример рекламы:

— «Купите курс массажа в нашем салоне!»

Пример PR материала:

— «Как расслабиться после тяжелого дня? 5 советов от массажиста»

Сам посыл рекламы – это прямой призыв к действию: купи, звони, пользуйся. Цель PR материала – просто и полезно рассказать аудитории о бренде, продукте или личности без каких-либо призывов.

отличия

Конечно, PR бывает и платный – даже опытный специалист не всегда может «зайти» на какой-нибудь ресурс бесплатно. Но, даже если вы заплатили, важно четко понимать разницу в подаче материала, её форме и виде. И реклама, и PR – это инструменты продвижения и служат главной цели бизнеса — получению прибыли и развитию. Если два этих инструмента будут действовать согласованно, получится эффективное продвижение.

Задать вопрос на форуме

Как PR влияет на продажи

Для PR продажи — не главная цель. Но есть вещи, которые вы точно можете получить:

  1. Более простой и быстрый доступ к инвестициям. Многие компании приходят ко мне, и за сравнительно небольшую цену мы делаем несколько публикаций, которые позволяют бизнесу повысить свою оценку в глазах инвестора. Я зову это «Линией денег».
  2. PR позволяет получить приток пользователей. Недавно мы запускали проект «Код памяти». В момент запуска прирост пользователей на сайте составил 1 200%. Если компания умеет пользоваться этим трафиком и умеет его монетизировать, это привлечёт продажи.
  3. С помощью PR можно повысить знание о продукте. На основе маркетинговых и социологических исследований мы видим, как пользователи и целевые аудитории видят продукт. Их знание и отношение к товару — то, на что можно воздействовать.

Конечно, были кейсы PR с прямыми продажами, особенно в b2b: когда вы продаёте услуги, какие-нибудь сложные технологические решения для других компаний, любая публикация может привести к продажам. Мы это отслеживали. Но, повторюсь, для PR продажи — не главное.

PR в интернете: главные составляющие и инструменты

Если выражаться более точно, то следует сказать, три составляющих интерактивного PR – это  Web-PR, Net-PR и Online-PR.

  • Web PR – это web-сайты, виртуальные конференции и доступные интерактивные каталоги. Сейчас не имеет смысла объяснять, насколько актуально быть «.ru». Web-сайт является элементом имиджа компании, важным каналом взаимодействия с целевой аудиторией и источником важнейшей информации для CRM-системы (CRM – управление взаимоотношений с клиентами, позволяет отслеживать, хранить, ранжировать и экспортировать их историю развития). Организация виртуальных конференций – это отличный новостной повод, позволяющий привлечь внимание mass-media с последующим освещением события в сети.
  • Net PR — это электронная рассылка пресс-релизов, коммерческих предложений, анонсов и т.п. Также сюда относятся чаты о форумы, представляющие собой открытый вид коммуникации, когда все видят реакцию участников на какое-либо высказывание.
  • Online PR – это online доступ к офлайновой информации, когда можно почитать электронную версию журнала или газеты. Использование сетевых информационных ресурсов для информирования пользователей, например, проведение PR-акций, промоушенов.  И доступ к интерактивной базе данных в режиме реального времени, гарантирующий обеспечение целевой аудитории актуальной информацией.

PR технологии и средства

PR-технологии — социально-коммуникативные, искусственные, порождаемые общественной реакцией или другими социальными процессами. Представляют собой совокупность и последовательность действий и операций, направленных на наиболее эффективную реализацию основной цели. В качестве основных можно отметить такие виды:

  1. Под классическим пиаром понимают традиционную деятельность по позиционированию компании, созданию имиджа и выстраиванию отношений с аудиторией, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда.
  2. Взрывной PR применяется для активно развивающихся предприятий. Запускается цепочка публикаций в СМИ и интернете. Масштабная реклама позиционирует компанию как широко известную и перспективную.
  3. Черный PR создан в России. Его цель — создать отрицательное мнение о конкуренте. Дискредитация всегда завуалирована, но понятна широкому кругу. Материал добывается нечестным путем, не соответствует морально-этическим нормам. Компромат часто навязывается особыми приемами.
  4. Антикризисный PR разрабатывается специально для кризисных условий. Имидж и репутация становятся основными объектами культивации.
  5. Снайперский PR занимается исследованием предпочтений своих клиентов и бьет по ним. Другими словами, определенного клиента располагают эмоционально, используя слабые места или привязанность к чему-либо (интерес, увлечения, слабости, общая психология).
  6. Внутрифирменный PR занимается проблемами коммуникаций персонала. Рычаги здесь — мотивирование сотрудников, стимулирование поведенческого фактора, гармонизация общения между работниками и т. д.
  7. Под цветным PR понимаются различные направления, связанные с особенностями той или иной деятельности.

PR отличается от рекламы тем, что использует совершенно другие технологии и средства.

Функции и задачи PR: чем должно заниматься агентство

Функции PR менеджера или агентства по связям с общественностью включают в себя:

  • Исследование, прогноз, анализ и интерпретация общественного мнения, отношения общественности к бренду.
  • Разработка стратегий поддержки каждой кампании бренда и продвижения через редакционный контент.
  • Написание и распространение пресс-релизов.
  • Спичрайтинг.
  • Планирование и проведение специальных мероприятий по связям с общественностью и со СМИ.
  • Написание контента для интернета— собственных и внешних сайтов.
  • Разработка антикризисной стратегии связей с общественностью.
  • Управление присутствием бренда в социальных сетях и реагирование на публичные отзывы.
  • Консультирование сотрудников организации относительно политики, курса, ответственности организации и их собственной ответственности.
  • Работа с государственными и законодательными органами от имени организации.
  • Работа с общественными группами и другими объединениями по направлению социальной политики организации.
  • Управление отношениями с инвесторами.

технологии и средства

С чего начать PR своего бизнеса или себя самого: как браться за деятельность

У вас есть несколько вариантов – выбор будет зависеть от бюджета, наличия у вас свободного времени и силы заинтересованности:

Нанять хорошего pr специалиста

эксперт
Мнение эксперта
Шлепова Ирина Васильевна, специалист по рекламе
Если у вас возникают вопросы, задавайте их мне.
Задать вопрос эксперту
Этот вариант – самый быстрый и эффективный. Вы экономите себе время, вам не нужно с нуля налаживать связи и «танцевать с бубнами» перед журналистами, чтобы ваш материал взяли. Не нужно даже писать что-то, ведь далеко не каждый это может. Этот вариант подойдет, если у вас стабильная компания или вы успешный специалист, который хочет дополнительно укрепить свою репутацию. Связано это с тем, что pr-специалиста может позволить не каждый – стоимость зависит от его связей, умения писать и договариваться. Если же у вас возникнут вопросы, обращайтесь ко мне, я помогу разобраться.

Займитесь pr продвижением сами

Это «игра в долгую», когда вы сами знакомитесь с сотрудниками разных СМИ, выясняете, какие темы их интересуют. Сами пишете, сами договариваетесь, сами строите отношения. Если ваши материалы понравятся журналистам, сможете давать им комментарии по подходящим темам. Вариант подходит малому бизнесу и частным специалистам, у которых пока нет возможности кому-то платить за pr-продвижение. Вам понадобится время – если уж начинать заниматься этим, то придется регулярно писать и поддерживать отношения со СМИ.

 

Оставить отзыв

Публикуя свою персональную информацию в открытом доступе на нашем сайте вы, даете согласие на обработку персональных данных и самостоятельно несете ответственность за содержание высказываний, мнений и предоставляемых данных. Мы никак не используем, не продаем и не передаем ваши данные третьим лицам.