Маркетинг персонала: что это, организация и функции
Сегодня, чтобы удержать высокопотенциальных сотрудников и привлекать профессионалов извне, мало быть просто хорошим HR-ом. Вам понадобится также маркетинг персонала: узнайте, что это, его организацию и функции.
Маркетинг персонала: что это такое
Маркетинг персонала — это деятельность, направленная на управление человеческими ресурсами, суть которой заключается в следующем: необходимо четко определить и эффективно закрыть кадровую потребность организации. Это философия и стратегия, которая в немалой степени способствует продвижению компании на рынке.
Системный маркетинг необходим компании в том случае, если она нацелена на рост и развитие. Для реализации этой цели ей нужны высококлассные специалисты, способные привнести в деятельность свой потенциал и новые идеи.
В этом случае маркетинг персонала подразумевает детальный анализ рынка труда, изучение важных для организации качеств и встречных требований потенциальных работников, возможности эффективно презентовать вакансии и создание кадрового резерва.
Функции, которые выполняет система маркетинга персонала, можно сформулировать так: поиск «покупателей» на свободные рабочие места и незанятые должности компании, определение «лидов» для кадрового резерва (внутренний и внешний пул претендентов), реклама преимуществ работы в компании, формирование положительного имиджа работодателя. В таком контексте персонал воспринимается в роли клиентов компании.
Зачем нужен маркетинг в управлении персоналом: кратко о главном
Маркетинг персонала помогает исследовать рынок труда, чтобы привлекать нужных компании специалистов и способствовать эффективному развитию бизнеса. Изучаем, что нужно людям, создаем для них привлекательное предложение, нанимаем лучших, выходим на новый уровень — вот так это работает. Маркетинг персонала держит руку на пульсе трендов рынка труда, учитывает долгосрочные социальные изменения и последствия технологических сдвигов. Не забывая при этом правовые аспекты трудовых отношений, конечно.
Плюсы и минусы маркетинга в управлении персоналом
Плюсы маркетинга персонала:
- Возможность выбора кандидата на должность из уже сложившегося коллектива, с профессиональными знаниями и необходимым опытом.
- Меры экономического характера эффективно влияют на производительность и отношения внутри коллектива.
- Благодаря продвижению (не замещению) должностей образуются рабочие места для новичков.
- Отсутствие трат на поиск персонала по кадровым резервам (архивы, штатное расписание).
- Возможность быстрого замещения должности для опытного сотрудника.
- Коллектив более сплочен при отсутствии демократической кадровой политики.
- Широкий круг претендентов на должность, обладающих опытом и знаниями, полученными на прежней работе.
Минусы маркетингового персонала заключаются в следующем:
- Дорого искать новых сотрудников;
- Надо тратить деньги на их переквалификацию;
- Напряженные отношения в коллективе.
Какие функции выполняет маркетинг персонала
При всем многообразии задач маркетинг персонала выполняет две главных функции: коммуникация с соискателями/сотрудниками и информирование.
Информирование включает проведение исследований, изучение источников (отраслевые издания, статистика бирж труда, маркетинговые материалы конкурентов) и сбор данных для будущего кадрового планирования.
Основой информационной функции являются следующие источники:
- Методология обучения, учебная программа конкретного ВУЗа, учебного центра подготовки и переподготовки кадров, биржи труда.
- Аналитические материалы государственных органов в сфере занятости по отраслям, предприятиям, специальностям.
- Информация и аналитика с бирж труда.
- Периодические издания, освещающие вопросы занятости, безработицы, трудоустройства, управления персоналом.
- Рекламные материалы компаний, проводящих периодические наборы персонала.
- Передача устной информации сотрудникам при собеседовании, на общих собраниях.
Коммуникация предполагает прямой выход на кандидатов, сотрудничество с учебными заведениями и «охота» на перспективных выпускников, печать имиджевых материалов для построения бренда работодателя, проведение пиар ивентов, спонсорских мероприятий и других активностей. Для существующих сотрудников также нужно выстраивать имидж компании и руководства, чтобы растить лояльность, повышать эффективность работы, заниматься тимблидингом и снижать текучку. Выпускать корпоративные издания, общаться с сотрудниками через интервью и анкетирование.
Виды маркетинга при работе с персоналом
Основы маркетинга персонала
За последние десятилетия маркетинговые методы нашли свое применение во всех сферах жизнедеятельности организаций. Использование элементов маркетинга в системе управления персоналом началось в западных компаниях уже с 1970-х гг. и по существу представляет собой перенос основных положений производственного маркетинга на такой специфический товар, как рабочая сила.
Роль маркетинга при решении вопросов управления персоналом заключается в выборе экономически эффективных и социально оправданных методов управления персоналом.
Маркетинг персонала можно рассматривать как расширение функций производственного маркетинга в область управления персоналом. Он включает следующие основы:
- маркетинг как основной принцип управления персоналом, ориентированный на рынок труда;
- маркетинг как метод систематизированного поиска управленческих решений в работе с персоналом;
- маркетинг как средство достижения конкурентных преимуществ организации.
Компания заинтересована в увеличении своей прибыли через повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. А это требует отбора как высокоэффективных технологий и техники, так и наиболее профессиональных работников. Чем выше уровень развития персонала с точки зрения его профессиональных знаний, умений, навыков, потребностей и способностей к труду, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется капитал и прочие ресурсы. Многие организации не понимают, что затраты на персонал, на повышение его потенциала не менее значимы, чем средства на основные фонды, так как труд работников в конечном счете определяет прибыльность предприятия, его успех на рынке.
Главные задачи маркетинга персонала
Цель маркетинга персонала состоит в полном контроле над ситуацией на рынке занятости для того, чтобы с максимальной эффективностью удовлетворять потребности компании в кадровом ресурсе и таким образом достигать решения ее корпоративных задач.
Задачи маркетинга персонала:
- Анализ ситуации на рынке кадров с целью определения, в каком качестве и количестве человеко-ресурс требуется компании, как в настоящий момент, так и на перспективу.
- Исследование перспектив развития компании для своевременного предоставления новых должностных мест и формирования системы требований к персоналу.
- Подбор кадров по надлежащим критериям.
Маркетинг персонала также считается частью общего бизнес-управления в сфере контроля над человеко-ресурсами компании и состоит из таких понятийных элементов, как: управление маркетингом персонала в организации, нацеленное на систему экономических отношений; мероприятия по решению группы вопросов о стратегии и о практической реализации маркетинга персонала.
Поиск решений осуществляется посредством применения современных методик анализа рынка и формирования соответствующей информационной базы; мероприятия по увеличению конкурентоспособности.
Маркетинг персонала, цели которого сочетают в себе коммуникацию с потребителем и удовлетворение его потребностей предложением компании, способствует формированию конкурентных преимуществ данной организации и поднимает ее деловой имидж. С позиции маркетинга персонала, рабочее место есть товар, предложенный по определенной стоимости на рынке занятости.
В этом ключе определяются основные задачи кадрового менеджмента:
- маркетинг персонала – это направляющая, по которой осуществляется стратегическое и тактическое планирование кадровой политики предприятия;
- маркетинг персонала – это информационный базис для управления кадрами, построенный на исследованиях влияния внешнего и внутреннего рынков занятости;
- маркетинг персонала есть метод формирования имиджа компании-работодателя посредством связи с целевыми участниками рынка трудовых отношений.
Если же у вас остались вопросы, можно обсудить нюансы на форуме.
Основные этапы реализации маркетинга персонала на предприятии
Маркетинг персонала в организации практически реализуется в виде этапов, следующих друг за другом в определенном порядке. При этом каждый этап является отдельной деятельностью, имеющей конкретную направленность. Технология маркетинга персонала включает:
- Планирование системы управления человеко-ресурсом компании.
- Исследование внутреннего кадрового ресурса и выявление кадровой потребности в качественных и количественных характеристиках.
- Кадровый аудит, контроль над работой HR-отдела.
- Исследование внешнего рынка занятости.
- Анализ поведения кандидатов на вакантные должностные позиции, определение факторов, мотивирующих их выбрать данное рабочее место и удержаться на нем.
- Разделение на целевые группы всего рынка труда по психофизическим, личностным, демографическим, географическим, профессиональным критериям.
- Составление перечня требований к кандидатам.
- Выявление основных конкурентов на рынке занятости.
- Определение уровня деловой репутации компании.
- Поиск ведущих партнеров. Выявление источников поиска кадров.
- Внедрение программ профессионального роста кадров, формирование должностных концепций.
- Анализ эффективности осуществленных мероприятий маркетинга персонала.
Технология маркетинга персонала представляет HR-отдел в качестве бизнес-единицы, которая оказывает специальную услугу и удовлетворяет потребность внутренних клиентов или руководителей иных подразделений компании.
Инструменты маркетинга подбора и работы с персоналом
- Наблюдение.
- Опрос.
- Интервью.
- Фокус-группа.
- Анкетирование.
- Тестирование.
- База данных (HRMS — Human Resource Management Systems — системы управления трудовыми ресурсами).
- Объявления.
- Кадровое агентство.
- Неформальные коммуникации с претендентами.
- Вербовка персонала.
- Договора с институтами о сотрудничестве.
- Служба занятости.
- Ярмарки вакансий.
- Конкурсы на замещение вакансий.
Главные функции маркетинга по набору персонала: что в себя включают
Основными направлениями работы специалистов, занимающихся маркетингом персонала, можно считать коммуникацию с потенциальными сотрудниками и информирование.
- Информационная.
Она является базой для грамотного ведения текущей кадровой работы и ее перспективного планирования.
- Коммуникативная.
Коммуникативная задача предполагает процесс непосредственного общения с соискателями и сотрудниками организации, которые озвучивают свои запросы и возможные затруднения.
Основные направления маркетинга по работе с персоналом
Концепция маркетинга персонала полагает, что залогом достижения целей организации является определение нужд и потребностей рынка труда. Поэтому в маркетинге персонала выделяют два направления: пассивное и активное.
Пассивное предполагает создание организационной структуры, которая проводит мероприятия по выявлению потребностей в персонале и набору претендентов на должность.
Как реализуется информационная функция маркетинга при работе с персоналом
Это изучение рынка труда для умного кадрового планирования в будущем. Изучаются, к примеру, программы учебных заведений, чтобы понимать, с какими навыками (вероятно) специалисты выйдут оттуда. Идет работа с материалами и сводками службы занятости, социологическими исследованиями. Кроме всего важнейший источник информации — собеседования. Кандидаты предоставляют данные о том, чего они хотят, чего не хватает на рынке труда,что они нашли/не нашли у ваших конкурентов.
В результате аналитических исследований и сбора статистики маркетинг персонала помогает подготовить актуальную инфосводку для руководства: какие есть на рынке специалисты, сколько им платить и чего от них ждать. Прогноз можно делать на несколько лет вперед, соответственно, планировать бюджет на подбор, набор и отбор сотрудников.
Как реализуется коммуникативная функция маркетинга при работе с персоналом
Коммуникативная задача маркетинга персонала — разговаривать с кандидатами и сотрудниками об их желания и проблемах. Ну и доносить до них ответную позицию руководства, конечно. Имидж работодателя транслируется не только конкретным лицам, но и всему рынку труда, да и обществу в целом.
Имидж организации формируется с течением времени. Где-то в приоритете строгая иерархия и соблюдение субординации, где-то большое внимание уделяется психологическому комфорту сотрудников, и работа строится по принципу «один за всех и все за одного». Варианты могут быть разными: свобода/дисциплина, личная инициатива / работа по алгоритму, перспективы карьерного роста / стабильность и постоянство.
Данные маркетинговые коммуникации являются основой для сегментации целевой аудитории, выстраивания системы обратной связи с рабочим коллективом, рекламных и PR-мероприятий по поддержке перспективных студентов, оказания спонсорской помощи молодым специалистам и т. д.
Реализация маркетинга персонала в крупных мировых компаниях для адаптации сотрудников
Примером маркетинга, построенного для работы с персоналом, может служить SouthwestAirlines. Маркетинг персонала компании реализуется следующим образом: сначала подбираются кадры по личностным качествам, а потом проводится профессиональное обучение необходимым для компании навыкам. Руководство SouthwestAirlines в подборе персонала руководствуется не столько профессионализмом работников, сколько присутствием у них таких качеств, как умение нестандартно подходить к решению различных задач, любовь к командной работе и к взаимодействию с коллективом, честность и открытость, соблюдение правил корпоративного этикета, умение быть самим собой и в тоже время посмеяться над собой.
Все необходимые качества кандидата определяются в ходе тестирования на собеседовании или другими методами. Например, в ходе интервью задается следующий вопрос: «Были ли в вашей практике случаи, когда с помощью смекалки или юмора удалось прийти к договоренности с клиентом? Расскажите подробнее о них». Или это может быть оценка кандидата сотрудником, случайно столкнувшимся с ним в коридоре. Все потенциальные работники проходят незаметную для них проверку еще до официального собеседования, и в этом процессе принимает участие весь персонал компании.
Согласно маркетингу персонала в SouthwestAirlines, психологическая адаптация в новом коллективе для нового сотрудника проходит практически безболезненно, благодаря программе «Близкие сердца»: некоторые сотрудники берут под свою опеку новичков на год или полгода. Для визуального ощущения помощи наставники одеваются в специальные футболки. Процесс знакомства с коллективом проходит в юмористической и весьма дружелюбной атмосфере. В рамках традиций маркетинга персонала компании руководители периодически посещают разные филиалы, отправляют сотрудникам поздравления с днем рождения на открытках, радуют персонал положительными отзывами пассажиров о высоком уровне обслуживания и предоставленных услугах.
Еще больше информации о всех видах рекламы в интернете и способах продвижения: Виды 💫 Кратко 💫 Функции 💫 Что включает 💫 Что это такое, читайте на сайте
В статье:
Публикуя свою персональную информацию в открытом доступе на нашем сайте вы, даете согласие на обработку персональных данных и самостоятельно несете ответственность за содержание высказываний, мнений и предоставляемых данных. Мы никак не используем, не продаем и не передаем ваши данные третьим лицам.